БОЛЬШОЙ ОРКЕСТР

Двор Анвера Бикчентаева



История уфимского писателя
Анвера Бикчентаева и двора
в центре Уфы,
который вдохновил его
на недетскую книгу
Это текст-знакомство с уфимцем, писателем, путешественником, мужем, отцом, дедушкой - Анвером Бикчентаевым и знаковым местом для города. Его семья жила в доме № 45 на Коммунистической, в центре Уфы, позже - на Достоевского.

Анвер Бикчентаев родился в 1913 году в семье муллы, в деревне Абсалямово, под Уфой. В революцию Бикчентаевы приняли сторону белых. Это были зажиточные, религиозные люди. После прихода красных они бежали из Абсалямово и вернулись в Уфу только в 1930-х годах.

Учился Анвер Гадеевич в Башкирском педагогическом техникуме в Оренбурге. После работал в школе на Дальнем Востоке. В середине 1930-х Анвер Бикчентаев вернулся в Уфу из Оренбурга, женился, родились дети, сходил в армию - там начал заниматься журналистикой.
"Дед был везунчик, за всю войну было одно ранение - сквозное, в щеку", - рассказывает внучка писателя Лейла.


Анвер Гадеевич прошёл Великую отечественную войну в качестве корреспондента, дошёл до Вены и закончил войну в звании гвардии майора. Позже много ездил в командировки и путешествовал.

После войны Анвер Бикчентаев продолжил заниматься журналистикой, с конца 1940-х годов начал писать художественную прозу, сотрудничал с литературными журналами. Многие годы был членом правления и партбюро Союза писателей Башкирии и членом правления Союза писателей РСФСР. Всего Анвер Бикчентаев создал 17 произведений - от рассказов до романов.
Анвер Бикчентаев был и остаётся самым печатающимся, многотиражным писателем Башкортостана. Одна из самых известных и любимых читателями книг Анвера Бикчентаева - "Большой оркестр" - её хорошо знает поколение, рожденное в 1950-1970 годы (на фото ниже).
Действие повести происходит в том самом дворе на Коммунистической, 45.
"Большой оркестр" - его имя.
Отрывок из повести "Большой оркестр":

«Я увязался за дядей Яфаем, но, как мы ни старались, познакомиться со всеми не удалось. Много разных семей нашли приют под зелёной крышей нашего дома. На одном дворе можно было услышать и башкирскую, и русскую, и татарскую, и украинскую, и чувашскую речь.

На волейбольной площадке собралась группа девочек. Мы подошли.

— Да тут, как я вижу, большой оркестр наберётся! — со смехом проговорил дядя Яфай.
— Почему большой оркестр? — спросила его Маня, та самая, которая успела на всех скамейках посидеть.
— Да, почему большой оркестр? — поддержала её Люция.

Мне тоже стало интересно, отчего это дядя Яфай нас сравнил с большим оркестром. Может, никто из нас не умеет играть даже на самом обыкновенном горне…

Дядя Яфай прищурил глаза, почесал затылок и объяснил:
— Ведь в большом оркестре много разных инструментов. А вон вы какие все разные!..

«Ну что ж, большой оркестр так большой оркестр!» — беспечно подумал я, ещё не представляя себе, как это трудно быть «инструментом», да ещё в «большом оркестре».

Дядя Яфай ушёл, а ребят во двор ещё больше высыпало. Правда, это уже была мелкота — по четыре да по шесть лет. Вот где начался сабантуй!»
Расцвет «культуры дворов» в большинстве советских городов пришелся на 1950-60-е годы, период резкого роста индустриализации. Тогда много сельчан переезжали в города, принося свою культуру и отчасти образ жизни. А так как квартиры были маленькими, а семьи большими, дворы становились коммунальными гостиными.

«Как только выйдешь из нашего дома, надо завернуть налево, то есть идти по Коммунистической улице. Она у нас центральная. Липами и тополями обсажена. И канавки есть, где мы хотели создать арыки. Дальше идёшь мимо швейной фабрики, мимо типографии и около Ленинского садика сворачиваешь направо", - отрывок из повести.

Такой была Уфа улица Коммунистическая больше 50 лет назад.

В квартире №6 большим семейством жила семья Бикчентаевых: жена, двое детей, сестры, младший брат, мама и отец. 45-й дом - 1952 года постройки, двор не так сильно изменился с тех пор. Точно так же посреди него стоит детская площадка, растут посаженные еще в те времена деревья, и даже гаражи стоят на том же месте.
В этом вы можете убедиться сами, заглянув в арку после одного вечера в компании "Большого оркестра". Внутри двора, если пройти немного вперёд, найдёте небольшую кофейню и стрит-арт в нескольких локациях.
Благодарим за помощь в создании статьи Лейлу Бикчентаеву, Анвера Бикчентаева, Лялю Гильвановну Бикчентаеву.

Текст: Дина Мударисова

Дизайн: Карина Арушанова

Фото: из архивов семьи Бикчентаевых, иллюстрации из книги "Большой оркестр".