Бирск в русском авангарде

В музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке хранится картина русской авангардистки Любови Поповой (1889-1924) с коротким звонким названием «Бирск» (1916). Её подарил музею в 1981 году коллекционер русского авангардного искусства Георгий Костаки.
Вот что пишет про картину сам музей Гуггенхайма:
"Birsk, one of the few landscapes from this stage of Popova's career, was begun during a summer visit to the home of her former governess, who lived near the Ural Mountains in the small town of the painting's title".

("Бирск", один из немногих пейзажей этого периода творчества Поповой, был начат во время летней поездки к ее бывшей гувернантке, которая жила недалеко от Уральских гор в маленьком городке в честь которого и названа картина).

Музей Гуггенхайма
В этой поездке Любови Поповой в Бирск много неясного: никаких связей у неё, прожившей всю жизнь в Москве и Подмосковье, с городком в Уфимской губернии не было. Местный краевед и бывший сотрудник бирского исторического музея Нина Рыбалко считает, что Любовь Попова приезжала в Бирск проведать свою подругу – бывшую гувернантку Адду Деге, которую, вероятно, наняли учительницей одной из купеческих семей зажиточного в те времена города.
Это подтверждает и тот факт, что в 2015 году в Базеле проходила выставка русского авангарда, на которой, помимо картин Любови Поповой, были показаны 2 открытки, которые она отправила Адде Деге в Бирск:

"Дорогая моя Адда Робертовна, получили сейчас Вашу открытку, за которую крепко Вас целую. Пропутешествовала с Вами мысленно по Мих. Архангельской и на Галкину гору, часто, очень часто вспоминаю бирские дали и рыжие склоны".
Открытки Любови Поповой о Бирске
Галкина гора и Михайло-Архангельская церковь – топонимы, которые до сих пор отзываются теплом у каждого местного и приезжего, отсюда открывается вид и на забельские дали, и на город с его рыжими склонами.

Любовь Попова не ставила своей целью сделать картину похожей на натуру, скорее наоборот: контрастные краски и смелые линии напоминают о её увлечении русским прикладным искусством, а преломляющиеся кристаллические структуры складываются в замысловатую спиральную композицию.

Далекая от традиционных изображений города, эта картина, тем не менее, точно передает характер застройки и рельефа Бирска: хаотично разбросанные простые домики, взбирающиеся вверх по зеленому холму, пронизанному глубокими оврагами.
Бирск
Как оказалось, картины Любови Поповой, вдохновленные Бирском, есть не только в коллекции музея Гуггенхайма, но и в Гарвардском художественном музее. Картина "Town of the Birsk" (Город Бирск). Создана также в1916 году. Выставлялась в Берлине и Москве, сейчас доступна в США, Кембридже.
В контексте этой истории приехать в Бирск стоит хотя бы ради пейзажей, где можно уловить элементы, вдохновившие художницу Любовь Попову, женщину из уникального для мира русского авангарда, на картины, которые хранятся в лучших художественных музеях.
Текст и фото: Владимир Бояркин.

Архивные изображения: Википедия, сайт музея Гуггенхайма в Нью-Йорке, Художественного музея Гарварда.

Редактор: Дина Мударисова.