Арт-Квадрат за пару лет стал местом, о котором знают все в Уфе, Башкирии и в других регионах. Но мало кто знает кто стоит за идеями и визуальной концепцией, деталями и историями внутри.

Знакомьтесь, дизайнер среды Павел Пономарев.
Хочу поговорить с тобой на тему "уехать-остаться". Поэтому сразу спрошу: почему ты остался?
Я родился в Уфе, вырос в Уфе, никогда никуда не уезжал. Уфимец. Были предложения уехать в Москву, но у меня здесь семья, друзья.

В каком районе родился и вырос?

В Черниковке. До моих восьми лет мы жили на Первомайской, потом на Доке. До учебы добирался 1,5 часа через весь город: в 1990-е проблемы с транспортом были. Успеешь и выспаться, и задания сделать.

Павел Пономарев. Интервью urban kaef
А сейчас в каком районе живешь?
Сейчас я живу на Бакалинской. Знал что буду в центре жить, всегда знал.
Как получилось, что ты пошел на дизайн учиться?
Я всегда хорошо рисовал, с детства. В три года рисовал как семилетний, в семь как взрослый человек. Мог портреты рисовать, но меня никто не учил. Когда заканчивал школу, выбирал из четырех направлений: история, физкультура (играл в футбол), рисование, журналистика. Я же лентяй, решил по самому простому пути пойти, чтобы не работать, а заниматься любимым делом — рисовать.

Сразу после школы в институт я не поступил, поступил в училище, художественно-промышленный колледж, оттуда навыки рисования. Когда пришел в художку, сразу в четвертый класс меня определили. В первый день на уроке рисовали гипсовые головы: посмотрел и подумал, что никогда так не смогу. Показали технику, и через пару недель учил рисовать других. В школе отличником не был никогда, тройка по английскому. Тут месяц прошел, а у меня одни пятерки. Так получилось, что колледж с красным дипломом. Потом когда пришел в институт, тоже с красным дипломом и средним баллом 5.0, почти не прикладывая усилий, в удовольствие. Это было мое.

У нас преподавала Лидия Михайловна Стратонова, умеет в людях искру зажечь, заразить. Она была заведующий кафедрой "Дизайн среды", преподавала композицию. До сих пор работает, директор кафедры искусствоведения в нефтяном сейчас. У нас классные отношения "учитель-ученик".
Павел Пономарев. Интервью urban kaef
Пока учился, устроился на УМПО (уфимский моторостроительный завод), в лабораторию технической эстетики: создание вывесок, оформление цехов — большой же завод. Они искали дазйнера, я хорошо рисовал на компьютере. Приношу свое портфолио, они смотрят: "Ладно, мы тебя берем, а кто все это рисовал?" Не верили, что всё это мои работы.

Устроился, сразу ведущим дизайнером поставили. Позже перевели в отдел связей с общественностью: готовились к выставкам, памятники делали — много задач. На улице Ферина, например, есть сквер и там скульптура "Машина времени". Это моя работа. С конструкторами месяц спорили: они меня крыли матом, что это невозможно сделать. Был такой технический директор Павлинич, он с ними поговорил и они придумали все-таки как это сделать.
На улице Ферина, например, есть сквер и там скульптура "Машина времени".
Это моя работа.
Сколько лет ты там работал?
Шесть лет. Оттуда ушёл в "Уфаойл-Оптан". В УМПО коллектив был хороший, работа интересная, но зарплата была маленькая, 18 тысяч, кажется.
На "Уфаойл-Оптан"я попал по объявлению. Показал им свою пачку работ. Снова такая же история: "А чье это все?"

Я человек достаточно общительный, а тут пришел в новую среду и три месяца сидел и рисовал, почти не вставая. У меня был испытательный срок три месяца. После первого месяца они предложили заключить договор, но тут уже я сказал: теперь я посмотрю, стоит ли у вас работать. За три месяца стартовую зарплату поднял в 3 раза.
Чем ты там занимался?
Мы строили заправки по всей России. С нуля, в чистом поле. Я продумывал весь дизайн полностью: фирменный стиль, как машина должна подъезжать, все конфигурации, интерьеры, рекламные баннеры. Командировки по всей стране были. За три года 50 городов успел увидеть.

После года три работал на фрилансе. И тут звонит Рим Бикмаев (директор "АРТ-Квадрат"): "Чувак, мы тут новый проект задумали, ты нам нужен". В 2017 году меня позвали и четыре года мы занимались этим проектом.

В центре Уфы у нас есть ядро вокруг гостиного двора, но не хватало места для прогулок. Мне нравились Art Play, "Флакон" — в Москву я ездил в командировки и видел эти пространства. Очень хотелось такое место создать в Уфе. Чтобы галереи работали, театры, молодежная общественная жизнь была устроена. Ответил Риму: конечно. Я быстро загораюсь такими сложными задачами, это прям мое.
Павел Пономарев. Интервью urban kaef
Мне нравились Art Play, "Флакон" — в Москву я ездил в командировки и видел эти пространства. Очень хотелось такое место создать в Уфе.
С чего ты начал?
Рисовал эскизы. За месяц пачку эскизов сделал. Каждый двор начали отрисовывать. У архитекторов часто форма главенствует над идейным содержанием, а дизайнер наоборот: сначала идея, затем форма. Я хорошо знал заказчиков и понимал, что эта история должна окупаться. Сейчас на архитектуре учусь и пытаюсь совместить две эти концепции. Психологический дизайн меня всегда увлекал, сейчас пытаюсь в архитектуру добавить человечности, загадки, игры с людьми, даже в Арт-квадрате это видно.

Моя задача в проекта была: следить, потому что над проектом работали несколько архитекторов. На начальном этапе, над большими объектами — Винкельман, а позже присоединились другие. Я отслеживал, чтобы новые объекты не спорили с работающими и рассказывали одну историю.
арт-Квадрат летом
Когда ты это придумывал, на что ты ориентировался?
В Институте у нас практика была в Италии, в Германии, но в основном мы ориентировались на Artplay и "Флакон", но получилось все-таки что-то совершенно новое. Первый раз когда я попал в Artplay, у меня челюсть упала: прозрачные полы, концепция лофта, слома шаблонов, а он мне всегда нравился.

Из зарубежного опыта: в Германии, Италии соразмерность зданий фигуре человека прослеживается, что для меня важно. А у нас достиг апогея модернизм. Ян Гейл еще писал в книге "Города для людей", что наши города строят не для людей, а для машин. Что в Уфе, кстати, тоже прослеживается. Думают, что расширяя дороги, уменьшают количество пробок. Люди ходят по узеньким дорожкам. Рядом восемь полос для машин, и все такие же пробки.
Ты думаешь изменится в ближайшее время тенденция?
Да, даже есть пример. Мы договорились с городом, попросили расширить тротуар на Коммунистической по всей длине и нам на удивление пошли навстречу. Мы не ожидали. Ее еще нужно доработать, сделать более дружелюбной и будет отлично.
фестиваль артфест на улице мустая карима
Мустая Карима была мысль сделать пешеходной?
Была, мы изначально этот отрезок хотели сделать пешеходным, между Чернышевского и Кирова. Когда мы ее тестово перекрыли, арендаторы наши взвыли. К ним перестали доезжать клиенты. Им нужно было 200-500 метров пройти, а парковаться негде. Во-вторых, квартал старый, плотная застройка и очень сложно завести товар и вывезти мусор. Мы сказали: ок, давайте в выходные. Арендаторы на этот вариант согласились. Сложно наполнить эту улицу в выходной день. "Арт-квадрат" сможет это сделать, если увидит экономическую выгоду. Пока такой выгоды нет. Сейчас улица работает только с одной стороны. В планах "Арт-квадрата" переходить дальше, на другую сторону Мустая Карима. И если это случится, она сама по себе станет пешеходной. То есть люди настолько часто будут переходить дорогу, что невозможно будет проехать. Пройдет год-два, так и будет.
Ты больше пешеход или водитель?
Я водитель больше, но работаю для пешеходов.
А когда едешь за границу, тоже за рулем?
Нет, я очень много хожу пешком. С женой ездили в Италию. Успел как раз до пандемии. Там много ходил по церквям. Даже в самой маленькой церкви работы Джотто, Тициана. Жена меня в шутку называла паломником.

Я, кстати, закончил свою историю с "Арт-Квадратом", вторую неделю свободный художник.
Чем будешь дальше заниматься?
Учусь на магистратуре, на архитектора, работаю в свободном графике. Сейчас я на распутье. Интересно все. В силу того, что участвовал в создании "Арт-Квадрата", привлекают к созданию общественных пространств. Недавно из Оренбурга вот приезжали, говорили, что хотим так же. Я бы более масштабно поработал. Это же город в городе, а почему бы не сделать весь город таким?

Если честно, у меня мечта стадион построить. Я же футболист. Еще в студенчестве делал макеты, эскизы.
Если честно, у меня мечта стадион построить. Я же футболист.
В Уфе где бы построил стадион?
Через речку напротив Сипайлово. Два моста от Сипайлово и от тоннеля ведут к этому месту, прям на этом пятачке. С горы вид шикарный. Добираться и из Черниковки удобно, и из центра. И отделен он хорошо от города, не будет мешать. Там единственное с водой вопрос, но можно это сделать плюсом. Можно сделать концепцию стадиона на воде. Удивительным образом это близко, и территория не освоена. Такой потенциал у Уфы благодаря рекам.
Специально для интервью Павел сделал набросок стадиона
Как получилось, что ты картину нарисовал для "Мама варит кофе"?
Когда работал в "Арт-квадрате", все согласования вывесок, интерьеров были через меня. Так мы с Аманом (владелец сети "Мама варит кофе)" и познакомились. И над интерьером работали. Здесь был натяжной потолок, вскрыли его, а там полтора метра выше такая красота. Решили оставить.

Здесь был гастроном советский, на старых фотографиях нашли вывеску. Причем нарисовано все это на потолке гуашью. А картина — мы ходили и думали: нам нужна фишка. Я Аману говорил: улица Ленина, напротив сквер Ленина, давай что-нибудь советское? Серп и молот — инсталляцию. Давай картину яркую во всю стену? Решили, что все-таки картина.
И все-таки почему ты остался в Уфе? Ведь можно и с семьей уехать? Я очень рада, что ты живешь и работаешь здесь, но интересно в чем якорь.
Тяжело к переменам отношусь. У меня здесь все. В институте еще говорили, что "тебя вытянут, ты даже в России долго не протянешь". Но мне нравится в Уфе. Я же турист еще. У меня багажник завален палаткой, прочим. Летом — поехал в горы, купаться, зимой — на горнолыжку. Здесь связь природы и города. Мне одновременно и город нравится, и доступ природы.
Ок, а почему другие люди уезжают?
Потому что нет условий. Я остался вопреки, а не благодаря. Предлагали намного лучше условия в Москве, из заграницы не предлагали, но я и не пытался туда попасть. У нас удивительное сочетание нехватки кадров и пренебрежительного отношения к ним. Я 10 лет учусь и еще буду два года учиться.
Дом — это центр города, Черниковка — это детство.
Что ты любишь в центре?
Сквер Маяковского, парк Крупской — Салавата Юлаева. Мы с женой любим иногда бегать: с утра доезжаем до парка Крупской, переходим на Софьюшкину аллею, бежим в парк Матросова, потом вдоль "Динамо", вниз к Белой и наверх к Салавату Юлаеву. Иногда еще на аллею у медицинского забегаем.
Если бы к тебе приехал друг и попросил показать что-то необычное, андеграунд, что бы ты ему показал?
В центре есть старые заводы на Аксакова, эклектика с элементами неоготики. Когда говорили, что будут их реконструировать, но история стихла. В Уфе есть такие места, но пока они недоступны. Промышленные точки в городе многое значат до сих пор.

По концепции развития городов я пробовал разобраться: как Уфа развивалась? Города же бывают естественные и искусственные. Уфа росла по другому принципу, по направлению транспортных путей. Строили железную дорогу, рядом производства и жилье, город вытянулся. Еще и вдоль рек. Как раз карманы между ними, их надо развивать. Еще пять-шесть мостов и город целостно начнет развиваться.
Павел Пономарев. Интервью urban kaef
Текст: Дина Мударисова
Фото: Влад Третьяков, фотоархив Павла Пономарева