Уфимский архитектор Алексей Пантелеев написал отзыв о показе, который прошел в кинотеатре «Родина» вечером 4 ноября.
В минувший четверг Zaman.Museum представил уфимской публике снятый при поддержке Музея современного искусства "Гараж" документальный фильм "Бедные люди. Кабаковы" о творчестве четы художников Ильи и Эмилии Кабаковых, всемирно признанных мастеров концептуализма, и название фильма тут «ложный друг переводчика» — Кабаковы ныне вполне обеспеченные люди, чьи работы присутствуют в самых престижных коллекциях мировых музеев и галерей.
Но так было не всегда, и в фильме Илья Кабаков — Илюша Кабаков, 85 лет, большой ребенок, баловень судьбы — прозаично рассказывает, как он пронес и сохранил свой простой и одновременно лукавый взгляд на вещи. Про детство в Самарканде (где он с родителями оказался в эвакуации), про учебу в художественном институте (куда он как еврей попал только по воле случая) и про Союз художников, и про свою первую выставку на Западе, куда он уехал довольно поздновато, в 1987 году, и наконец смог соединиться с Милочкой-Эмилией, с которой был дружен с детства; но прежде всего — про свою маму, которая повлияла на его мировоззрение и безмерно поддерживала во всем. Теплом этих двух женщин наполнен фильм, мягкостью восприятия отчужденности и скуки, характерной для советской повседневности, можно описать и художественный мир Кабакова.
Важно: в отличие от художников соц-арта (Комара и Меламида, Эрика Булатова, Александра Косолапова и других), Кабаков — художник-концептуалист, он оперирует не наглядными клише советской пропаганды и агитации, но неброскими рутинными деталями быта советской эпохи.
Парадоксально поданные, бюрократические повседневности, канцелярские анкеты и таблицы выступают метафорой маленького человека, попавшего в регламент государственной машины. Зритель в работах Кабакова воспринимает события чужими глазами и узнает о произошедшем с чужих слов, например, из рассказа некой гражданки «Ольги Яковлевны», как в инсталляции «Случай в коридоре возле кухни». Мир вещей в работах Кабакова пронизан заботливо подобранными мелочами, что несложно — сам Илья Кабаков по ходу фильма говорит, что никогда ничего не выбрасывал и всегда воспринимал мусор как естественное состояние жизни.
Очень реалистичный фильм про художника, очень мягкая неброская подача, очень личные реакции людей в кадре, очень благожелательные эмоции людей в зале. Когда я за полчаса до сеанса онлайн выбирал место в зале, казалось, что соберется горстка самых одержимых.
То, что одержимых арт-средой и атмосферой высокого искусства у нас гораздо больше, я ощутил еще в фойе — много знакомых, среди них дизайнеры, художники, творческие ремесленники; но гораздо больше тех, кого привлекает та особая атмосфера, которая создается в рамках таких показов: полсотни человек воспринимали фильм на одном дыхании.
А я смотрел и подсознательно сравнивал его с фильмом «Aalto» о всемирно известном финском архитекторе-модернисте Алваре Аалто и его жене Айно — его музе и сподвижнице.